Мы приехали в Заксенхаузен пасмурным августовским днем. Нет, не в теплушках. На электричке S-Bahn до Ораниенбурга, а там на автобусе. И никто нас туда не гнал, сами приехали. И встречала нас милая девушка за стойкой, раздав нам карты и аудиогиды. А совсем не солдаты с собаками.
Это был один из первых лагерей. Построили его в 1936 году, чтобы содержать быстро прибавляющихся врагов народа. Это был образцовый лагерь - эсэсовцы там тренировались для других лагерей.Там же размещался главный лагерный инспекторат - в-общем, ГУЛаг по-нашему (что есть Главное Управление Лагерей, а не вообще система). Ставили другим лагерям в пример - красивый такой равносторонний треугольник с вышками по сторонам, дорожки, опрятные бараки. Держали в Заксенхаузене сначала в-основном политических. Потом - всех. Классификация была по-немецки образцовая: евреи носили желтые треугольники, политические (в-основном, коммунисты) - красные, гомосексуалисты - розовые.
Интересно, что советская мемориальная стела в центре лагеря увековечила только коммунистов. 18 красных треугольников символизируют восемнадцать стран, откуда были заключенные:
Советский воин-освободитель обнимает нехудых политзэков. Потом лагерь был превращен в спецлагерь НКВД, который закрыли только в 1950-м году. Комендантом лагеря был, кстати, Роман Руденко, главный обвинитель в Нюрнберге.
Из исправительно-трудового лагеря Заксенхаузен стал лагерем смерти в 41-м, когда сюда стали свозить советских военнопленных. Для конвейерного умерщвления была придуман "медосмотр". В комнате поставили измеритель роста с вертикальной щелью. Вот такой:
(фото из Бухенвальда, где была разработана такая же методика)
Сзади измерителя была дверь, а в ней тоже щель. Оттуда производился выстрел в затылок, как только военнопленный вставал напротив для якобы измерения роста. Потом эсэсовцы поняли неэффективность такого конвейера, и стали умерщвлять в газовых камерах, стилизованных под душевые комнаты. Всего в Заксенхаузене было уничтожено около 12 тысяч советских солдат.
А вот и фотографии "недочеловеков". Перед смертью.
Стоя перед этими лицами, на том самом расстрельном месте, я вдруг понял, кого я искал на фотографиях. Григория Абрамовича Розе, 1900-го года рождения, ушедшего в добровольцем в народное ополчение в 41-м и навсегда пропавшего без вести. За два года до этого, в 39-м, у него родилась дочка, моя мама. Может быть ты тут и лежишь, Гриш. Какая разница - под Москвой, под Смоленском или вот здесь, под Берлином.
...А еще в лагере работала группа талантливых фальшивомонетчиков, которые под надзором СС рисовали и печатали миллионы фунтов стерлингов и других тугриков для нужд Третьего Рейха. Фильм "Counterfeiters", кстати, именно про них.
Изначально нацисты хотели использовать эти деньги для дестабилизации британской экономики, но у Люфтваффе не было лишних самолетов, чтобы разбрасывать это добро над английскими городами. Поэтому решили потратить на закупку товаров через агентов в странах-союзниках. Интересно, что после войны часть этих денег оказалось в руках еврейского сопротивления в Палестине, и были использованы для нужд борьбы с британским империализмом.
В перерывах между производством денег, заключенные рисовали веселые агит-марки. По заказу геббельсовского ведомства.